В конце февраля в музее «Музыка и время» состоится концерт лютневой музыки — инструмента, история которого уходит в глубину веков. О предстоящем событии и творчестве мы поговорили с молодой российской лютнисткой Мариной Беловой.
Ярославцы услышат один из старейших музыкальных инструментов в мире
Ярославцы услышат один из старейших музыкальных инструментов в мире
В конце февраля в музее «Музыка и время» состоится концерт лютневой музыки — инструмента, история которого уходит в глубину веков. О предстоящем событии и творчестве мы поговорили с молодой российской лютнисткой Мариной Беловой.
Марина закончила ГКА им. Маймоднида по классу лютни у Андрея Чернышова. Девушка ведет активную творческую деятельность. В ее репертуаре сочинения для ренессансной лютни от конца


— Лютня относится к очень древним инструментам и
— Последние известные сочинения для лютни относятся ко второй половине 18 века, а уже в конце
Все чаще музыканты приходят к тому, что у каждой эпохи и страны существуют свои стилистические особенности, нюансы и нельзя играть всё одинаково. Так рождается интерес к знаниям,
— Как вы приобщились к игре на лютне? Расскажите о самом инструменте и как вы начинали играть, где обучались, в чем сложность или наоборот простота инструмента?
— Высшее образование я получала в ГКА им. Маймонида, где российский лютнист Андрей Чернышов читает для гитаристов авторский курс «Исполнение музыки для старинных щипковых инструментов на классической гитаре». Собственно, на этом предмете я познакомилась с лютней, старинной музыкой. После первого курса я приобрела инструмент и продолжила обучение уже в классе Андрея. Старинных щипковых инструментов несколько — это ренессансные и барочные лютни, теорба, виуэла, барочная гитара. Современный лютнист осваивает их все, что, с одной стороны, сложно, а с другой, очень привлекательно. Техника игры на них близкая, что позволяет музыканту работать с обширным музыкальным материалом.
— Вы играете произведения эпохи Возрождения и Барокко. В каком виде они сохранились до наших дней?
— Сочинения для лютни записаны в виде табулатур. Это удобная и широко
используемая форма записи для щипковых инструментов. К счастью, сохранилось большое количество печатных книг и манускриптов. Многие из них переиздаются сейчас,
— Говорят, что популярность лютни ушла с появлением гитары? Так ли это? В чем разница между этими инструментами?
— У нас
В первой половине 18 века лютня доходит до вершины своего развития и интерес к ней начинает угасать, зато гитара проникает в высшие слои общества и становится популярной. Гитара перенимает у лютни музыкальный язык и развивается дальше вплоть до нашего времени.
— Расскажите о таких инструментах как теорба и барочная гитара.
- Теорба и барочная гитара в первую очередь известны как инструменты аккомпанирующей группы — basso continuo.
Теорба — разновидность лютни, появилась в начале 17 века в Италии и связана с рождением оперы. У теорбы 14 струн, басовые значительно длиннее основных и прикреплены на отдельной головке. Это сделано для того, чтобы низкие звуки были громкими и имели ясный тон. Здесь нужно вспомнить, что струны раньше были жильными, а процесс их изготовления был одним из самых технологичных. Чтобы струна хорошо строила и была долговечна, она должна быть идеально круглой.
Барочная гитара называется так сейчас, потому что была распространенна в эпоху Барокко. Тогда же она называлась просто гитарой или испанской гитарой. Имеет пять парных струн, самая низкая их которых четвёртая,
— Предпочитаете играть одна или в составе ансамбля? Какие еще инструменты кроме лютни используете?
— Мне интересно и сольное, и ансамблевое исполнительство. Только совмещая их, можно охватить разные музыкальные пласты того времени. Я использую теорбу и барочную гитару в основном как инструменты континуо для игры в ансамбле, ренессансную и барочную лютню для сольной игры. Но программа, которую я приготовила для Ярославля, посвящена именно музыке для теорбы и барочной гитары. Если для последней сохранился довольно обширный сольный репертуар, то музыка для теорбы немногочисленна и представляет собой настоящую редкость.
— В составе каких коллективов Вы выступаете?
- Я являюсь солисткой ансамбля старинной музыки «Canto vivo», в качестве приглашённого музыканта выступаю с различными ансамблями, такими как «Alta capella», барочный консорт «Tempo restauro», «Innamorati», и в составе коллективов, собирающихся под конкретные проекты, например, для постановки оперы С.Ланди «Смерть Орфея» на сцене
— В каких городах? И как принимает Вас слушатель?
— Чаще в Москве и