Она исполняла ведущие роли на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера», миланской «Ла Скала» и других крупнейших площадках, чьи названия уже давно стали именами нарицательными. Любовь Казарновская знает все нюансы профессии, лучше других понимает философию творчества, а главное – может научить мастерству молодых талантов, тем самым подарив им шанс реализовать свои возможности.
Любовь Казарновская: «Моя публика – часть семьи»
Она исполняла ведущие роли на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера», миланской «Ла Скала» и других крупнейших площадках, чьи названия уже давно стали именами нарицательными. Любовь Казарновская знает все нюансы профессии, лучше других понимает философию творчества, а главное – может научить мастерству молодых талантов, тем самым подарив им шанс реализовать свои возможности.
За человеком провинции будущее России
Знаменитая оперная дива Любовь Казарновская ищет таланты в провинции! Идейный вдохновитель фестиваля «Провинция – Душа России», который уже в течение нескольких лет проходит в селе Вятское, рассказала о том, какими преимуществами обладает человек из глубинки перед жителем мегаполиса, и как убедить молодежь не покидать родных краев, а реализовываться на месте.
- Как считаете, за кем будущее нашей страны – за жителями мегаполисов или людьми из провинции?
- Я думаю, со временем жители глубинок вполне могут стать более приобщенными к культурным событиям и обладающими более широкими взглядами людьми, нежели те, кто населяет мегаполисы. В большинстве случаев провинция рассматривается в двух ипостасях – как нечто удаленное от центра или нечто отдельное от всего остального. Но именно на такой земле, как Вятское, проистекает важный процесс – консервация знаний. В глубинке люди уделяют большое внимание воссозданию музеев, соблюдению традиций и привязанности территории к именам великих русских творцов. Все вышесказанное формирует гордость человека за родной край. Люди провинции изучают свое наследие, втягиваясь таким образом в информационное поле огромной величины, ведь все, касающееся имен Пушкина, Тургенева, Некрасова и других – это целый пласт нашей культуры! Человек провинции интересуется этим, сначала – особенностями и историей своей земли. Затем, он начинает видеть все совершенно в ином свете – гордясь своими корнями, и широта его взглядов вырастает настолько, что он может с успехом считать себя более просвещенным, нежели житель мегаполиса.
- В провинции связь между поколениями теснее?
- Да, намного теснее. В провинции царствует особый уклад жизни и быта – люди живут семьями, собираются вместе за обеденным столом, общаются. Для мегаполисов подобное нехарактерно. Там у людей волосы встают дыбом от извечного поиска заработка и стремления все и везде успеть! Семейные традиции, как таковые, теряют ценность в крупных городах, в провинции же они бессмертны.
Любовь Казарновская: «Моя публика – часть семьи»
- При этом молодежь все же стремиться уехать в мегаполисы.
- Молодые люди считают, пусть и небезосновательно, что в крупных городах больше возможностей для заработка и самоутверждения.
- Как показать им, что и в провинции масса возможностей для самореализации и применения собственных талантов?
- Я считаю, что это задача не только школы и института семьи. К примеру, Фестиваль «Провинция – Душа России» как раз ставит перед собой цель показать молодежи, что не обязательно уезжать из родного края, чтобы достигнуть творческих высот. В рамках фестиваля мы даем возможность молодым людям попробовать себя там, где их таланты наиболее ярко выражены. Я все время повторяю, что в Вятском они могут влиться в поток творческой интеллигенции и получить свой шанс, и для этого не обязательно уезжать отсюда – надо помочь им найти себя в творчестве!
- Фестиваль «Провинция – Душа России» позволяет своим гостям увидеть свою культуру и наследие в более привлекательном свете?
- Гости фестиваля постигают колоссальный объем информации – о смежных видах искусства, о том, чем славилась наша культура в XIX и XX веках. После этого их начинают интересовать всякого рода творческие вопросы. Мы получаем много писем, в которых люди благодарят нас за то, что их жизни наполнились новыми ценностями.
- Много талантов вы отыскали в провинции для Академии «Голос и скрипка»? Поддерживаете ли связь с выпускниками Академии?
- Да, кстати некоторые из них как раз выступают на осенней сессии фестиваля «Провинция – Душа России» в Вятском! Конечно же, я вижу успехи ребят, прошедших мою академию. Многие дают концерты в разных городах и пользуются успехом у публики.
Политика и искусство – вещи несовместимые
Любовь Казарновская основала Академию «Голос и Скрипка» в 2012 году. В рамках проекта молодые дарования получают возможность выступить на крупнейших музыкальных площадках мира. Через «машину» Академии прошли сотни молодых талантов. Сегодня многие из них нашли себя на сцене, реализовав свои возможности и воплотив мечту в реальность!
- Вы проводите международные фестивали Академии «Голос и скрипка» во многих городах Европы. Искусство и политика несовместимые вещи?
- Для меня абсолютно несовместимые! В нашей стране артисты, не все, конечно, любят быть близко к власти, предпочитают быть ангажированными. Они прекрасно понимают, что такая позиция дает материальную поддержку и содействие в получении званий, наград, поэтому начинают играть в большую политику. Я нахожу это отвратительным, но самое ужасное – многие из таких артистов выезжают на Запад и утверждают, что никакого отношения к политике не имеют. Об этом я узнаю из западных газет, которые периодически читаю. Такой подход артиста - это ложь, двойная игра, которая меня, к примеру, выводит из себя. Я полагаю, если человек идейно верит в свое правительство и идет с ним нога в ногу – это его личное право. Но тогда уж иди до конца, а не лукавь и не ври!
- Вы ведете на радио авторскую программу «Вокалиссимо». Удается привить слушателям интерес к классической музыке?
- У «Вокалиссимо» высокие рейтинги, на радио «Орфей» я делаю классическую музыку доступной, рассказываю в интересном ракурсе о судьбах и провожу параллели – художник и его музы. Гойя, Гете и их музы, переплетение судеб Тургенева и Виардо, Некрасова и Панаевой, Шопена и Санд – все это подается и рассказывается с музыкальными иллюстрациями. Мы с Робертом (австрийский продюсер Роберт Росцик – муж Любови Казарновской, прим. автора) создаем некий радиотеатр. Я пела на одной сцене со многими великими, Роберт слышал вживую многих великих. Есть, чем поделиться! «Вокалиссимо» - живая передача. Самое любопытное заключается в том, что, судя по отзывам, возраст нашей аудитории варьируется от шести лет до бесконечности, в зависимости от темы.
- Продолжая говорить о гениях, можно ли рассматривать творчество вне зависимости от творца? Или они неразрывны?
- Творчество и творец неразрывны, неразлучны, их ни в коем случае нельзя рассматривать отдельно! Именно поэтому Пушкин писал: «…гений и злодейство - две вещи несовместные…». Талант, талантливая находчивость и злодейство – да, но гений и злодейство несовместимы. Сальери был талантливейшим человеком, а Моцарт был гением. Такие как Бетховен, Чайковский и многие другие гении – люди, лишенные злобы, большие дети, повернутые душой к миру и Богу. Паганини – безумный талант, даже сопряженный с гениальностью, но очень демонической.
- Что есть гениальность со знаком «минус»?
- Это демоническая, а значит отрицательная энергия. К примеру, Вагнер – гениальнейшая личность. Но он был человеком, внутри которого «сидел» знак «минус». Это Эго, возведенное в Абсолют. Гении, возводя этот знак в Абсолют и делая свое эго первенствующим звеном всего творчества, всего, чего касается их душа, тем самым губят себя…
Оперный певец – это инструмент, а зал – дека
Любовь Казарновская постигала высоты профессии, находясь на одной сцене с великими оперными певцами. Она уверена, что профессиональное эго и амбициозность – важнейшие качества любого артиста, а также подчеркивает, на сцене нет места для ложной скромности. Но все в разумных пределах.
- Вы пели с Паваротти и другими великими оперными певцами. Что чувствовали, находясь с такими мэтрами на одной сцене?
- Когда выступаешь с великими, возрастает ответственность! При этом, растешь как артист, и учишься секретам мастерства!
- А насколько важно качество зала?
- Акустика, атмосфера крайне важные факторы, они определяют настрой и возможности полета голоса. Оперный певец – это инструмент, а зал – дека.
- Внутри вас было или есть место для тщеславия?
- Да, хотя я оперировала бы понятиями профессиональное эго и амбициозность. Эти качества постоянно тянут вверх, дают артисту адреналин. Они постоянно диктуют – ты не можешь быть хуже тех, с кем выступаешь на одной сцене и забивать себя в угол самоедством тоже нельзя, иначе начнутся комплексы. У большого профессионала, который знает себе цену, не должно возникать таких мыслей, хотя «муки творчества» неизбежны! При этом важно осознавать потолок своего эго. Если оно переходит грань, ты становишься его рабом. Опасно думать – есть я, а вокруг меня все остальное. В таком случае артист, как и любой человек, перестает расти и становится неинтересным публике. Он «выкатывает» на сцену свое эго, а не профессионализм и талант.
- Опера синтезирует в себе не один вид искусства. Почему стык жанров всегда порождает большой интерес?
- Да, все интересное всегда находится на стыке жанров, так как такой подход дает больше возможностей. К примеру, оперный певец во время исполнения должен быть на 100% правдивым. Его тело должно петь и быть пластичным. Он должен быть актером. Однако зачастую оперные певцы придерживаются иного мнения, наивно полагая, что достаточно просто выйти на сцену и качественно взять ноты. Театр – это синтез, современный оперный певец также должен сочетать в себе разные направления. Сегодня в опере недостаточно быть просто хорошим певцом, нужно быть абсолютно раскованным с точки зрения актерского мастерства, свободы выражения и «музыки» тела. Шаляпин повторял – если мое тело не поет, я не правдив на сцене. Собственно, он и покорил публику пением тела, ведь в его время были и иные достойные оперные голоса.
Семья – моя поддержка и опора
Любовь Казарновская: «Моя публика – часть семьи»
В 1989 году Любовь Казарновская вышла замуж за австрийского продюсера Роберта Росцика, а четырьмя годами спустя родила сына - Андрея. Оперная прима уверена, без поддержки мужа и сына многое из достигнутого осталось бы за пределами реальности.
- Расскажите, о том, насколько важную роль в вашей жизни, наполненной творчеством и идеями, играет семья?
- Семья всегда занимала, занимает и будет занимать в моей жизни главенствующую позицию. Вместе с этим мое творчество, планы и идеи существуют параллельно с ней. Семья – моя поддержка и опора. Сын и муж, помимо всего прочего, два моих лучших друга. Я полагаю, что без их присутствия многое из того, чего добилась, не воплотилось бы в реальность. Через них я пересматриваю взгляды на жизнь и творчество, с рождением сына во мне появились совершенно новые черты – материнские. Роли, где должно быть материнское тепло – Чио-Чио-Сан, Сестра Анжелика и другие, - с появлением ребенка по - другому «проживаются» и поются! Публика также часть моей семьи. Ровно как мужу и сыну, своим зрителям я хочу нести только добро, любовь и радость!
- Вы жили в Армении. Сохранили любовь к армянской кухне?
- Обожаю армянскую кухню. Буквально все блюда – дулму, аджапсандал, хачапури и многие другие. Я умею их готовить и частенько балую такими изысками домашних.
Это и многое другое читайте в очередном выпуске журнала "ЯрКуб".